кривич krv4 (krv4) wrote,
кривич krv4
krv4

Category:

Фигура запорожца не тождественна с типом коренного малороссиянина, они представляют два разных мира.

Николай Ульянов. Происхождение украинского сепаратизма.

Истинной школой днепровской вольницы была татарская степь, давшая ей все от воинских приемов, лексикона, внешнего вида (усы, чуб, шаровары), до обычаев, нравов и всего стиля поведения. Прославленные морские походы в Туреччину выглядят совсем не патриотическим и не благочестивым
делом. Сами, украинофилы прошлого века знали, что казаки "розбивали по Черному море християнске купецтво заодно с бесурменским, а дома плиндрували руськи свои городи татарским робом" {22}.

22 Твори Пантелеймона Кулиша, т. VI, стр. 578 у Львови 1910.


Школа Запорожья была не рыцарская и не трудовая крестьянская. Правда, много крепостных мужиков бежало туда, и много было поборников идеи освобождения селянства от крепостного права. Но принесенные извне, эти идеи замирали в Запорожье и подменялись другими. Не они определяли образ Сечи и общий тонус ее жизни. Здесь существовали свои вековечные традиции, нравы и свой взгляд на мир. Попадавший сюда человек переваривался и перетапливался, как в котле, из малоросса становился казаком, менял этнографию, менял душу. В глазах современников, как отдельные казаки, так и целые их объединения, носили характер "добычников". "Жен не держат, землю не пашут, питаются от скотоводства, звериной ловли и рыбного промысла, а в старину больше вдобычах, от соседственных народов получаемых, упражнялись" {24}.

24 Г. Ф. Миллер. "Рассуждение о запорожцах". Чт. Моск. О-ва Ист. и Др. Росс. 1846 No. 5 стр. 58.


Фигура запорожца не тождественна с типом коренного малороссиянина, они представляют два разных мира. Один - оседлый, земледельческий, с культурой, бытом, навыками и традициями, унаследованными от киевских времен. Другой - гулящий, нетрудовой, ведущий разбойную жизнь, выработавший совершенно иной темперамент и характер под влиянием образа жизни и смешения со степными выходцами. Казачество порождено не южнорусской культурой, а стихией враждебной, пребывавшей столетиями в состоянии войны с нею.
http://lib.ru/POLITOLOG/ulianow_ukraina.txt

И в Москве эти два этноса чётко разделяли.

Т. А. Опарина. Звучание слова "Русия" при переводах с "простой мовы" в Московском государстве первой половины XVII века.// Studia Russica XVIII. Budapest, 2000, pp. 192-198.

В конце XVI - начале XVII веков, как убедительно показал Б. Н. Флоря, наиболее употребительным и в русских и в украинско-белорусских документах было деление на "Великую Русь" (Московское государство) и "Малую Русь" (восточносланянские земли Речи Посполитой). Чуть позже, по его мнению, трансформировалось понятие "Малой Руси". Оно стало означать территории казацкого управления, а к ею жителям в московских документах начало применяться определение "черкасы". Остальная территория восточнославянских земель Речи Посполитой в московской приказной документации называлась "Белая Русь", а ее жители "белорусцы" (Флоря 1997: 21, 23, 24).[2] Появилось даже определение "белоруска вера" как вероисповедание "белорусцев" и "черкас".[3]

3."А запорожские де, черкасы посылали на сойм х королю, чтоб их белоруские веры король не велел нарушать" (ФЛОРЯ 1997: 22); РГАДА, ф. 210 (Разрядный приказ), Приказной стол, стб. 3 (1631 г.), или "воеводам де быть на Украине белоруския веры" (Заборовский 1998: 76).
Tags: украинский сепаратизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments